Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Мир |

Полоцк - город знаний. Часть 2. Спасо-Ефросиньевский монастырь и прогулка по городу

Порывы ветра до 23 метров в секунду ожидаются в ближайшее время в Москве

Миноборнауки заявило об официальном увольнении Трухановской с 12 апреля

Кровли 27 домов отремонтируют в Воскресенске до конца года

Мошенники в Подмосковье начали выдавать себя за сотрудников страховых компаний

Спасо-Ефросиньевский монастырь, куда мы пришли после знакомства с Софийским собором, Борисоглебским камнем, улицами Полоцка, был основан примерно в 1125 году княжной Ефросиньей Полоцкой (1104-1173), белорусской святой, канонизированной как православной, так и католической церковью. 

К этому времени дети и внуки князя-оборотня Всеслава Чародея окончательно приняли христианство, объявив своими родовыми небесными покровителями святых братьев Бориса и Глеба. Одной из традиций "Рогволодовых внуков" (так называли себя полоцкие князья по имени родоночальника Рогволода) стало целование креста при интронизации и при заключении договора между полочанами и князем. Однако род сохранил обычай называть детей славянскими именами, и после крещения каждый княжич или княжна имели два имени. Так и Ефросинья Полоцкая при рождении получила имя Предслава, при крещении - Параскева, а при пострижении в монахини - Ефросинья. Её отец, Святослав-Георгий, был младшим сыном Всеслава Чародея, а мать, София, старшей дочерью Владимира Мономаха и по женской линии внучкой византийского императора. Благодаря матери Предслава получила хорошее образование, знала грамоту. По традиции того времени с наступлением совершеннослетия в 12 лет её ждал династический брак. Но она сбежала из дома в монастырь к своей тёте-игуменье, умоляя дать убежище и постричь в монахини. Светские историки полагают, что на подобное решение повлияли известные княжне истории жизни византийских аристократок, уходивших в монастырь ради духовного развития, распространения знаний, обретения авторитета в роли основательниц и настоятельниц как женских, так и мужских монастырей.

Получив постриг, Ефросинья должна была, в соответствии с правилами, разработанными для монахинь-аристократок византийской царевной Ириной Дукеной, на первом этапе пожить киновиальной жизнью (общежительная форма монастырской жизни), познакомиться с основами монашества, а затем уйти "в затвор". Для "затвора" был выбран Софийский собор.

Она испросила позволения у полоцкого епископа Илии право пожить в соборе "в глобце (подвале) каменном". В то время в славянские земли из Византии пришла аскетически-мистическая практика исихазм, когда монахи и монахини удалялись "в затвор" в пещеры и там, с помощью духовных упражнений, основанных на суперконтроле мыслительной деятельности, достигали единства с Божественной мудростью. Возможно, "глобец каменный" был своеобразным символом пещеры. Тогда и носимые Ефросиньей вериги можно объяснить не сколько фанатизмом, сколько выполнением неких духовных практик. Доподлинно известно, что в "затворе" княжна постилась и переписывала религиозные книги, прявив высочайший уровень каллиграфического мастерства.

Эти книги распрстранялись по монастырям и храмам Полоцкого княжества.  Ефросинья Полоцкая очень много читала. Она постоянно получала из Константинополя, от своей родной тёти, жены сына византийского императора, религиозные и светские книги. Среди светской литературы были труды античных классиков, сборники афоризмов. Часть книг княжна оставляла в собственной книжной коллекции, часть шла на создание библиотеки Софийского собора. За время "затвора" преподобная Ефросинья "жадно впитала в себя книжный разум и познала все книги".  

Наконец, пришло время подняться на третью ступень монашеской жизни аристократки - основать монастырь и возглавите его. Согласно Житию Ефросиньи Полоцкой (первое известное её Житие датировано концом XII века), святой во сне явился ангел и указал место монастыря в 2 километрах от Полоцка в деревне Сельцы, где на правом берегу реки Полоты стояла древняя деревенная Спасская церковь.

Монастырь был основан в честь небесной покровительницы княжны, Ефросиньи Александрийской, и являлся собственностью полоцких князей. В церковном плане он, по мнению историков, подчинялся непосредственно константинопольскому патриарху. Сразу по открытию монастыря преподобная Ефросинья организовала в нём небольшую школу для девочек и женщин-мирянок, сама учила грамоте монахинь. Позже обучение грамоте полочанок стало обязанностью монахинь обители, среди которых были девушки и женщины различных социальных слоёв. Житие пишет, что преподобная "имела такой дар духовный: на кого взирала она очима своими, тотчас узнавала... может ли он быть сосудом, избранным для Господа". Такими "избранными сосудами" оказались родная сестра настоятельницы Городислава, которой та собственноручно совершила постриг и нарекла Евдокией, и кузина Звенислава, получившая монашеское имя Евпраксия. Сама же преподобная Ефросинья продолжала заниматься перепиской книг и заботиться о благополучии монастыря. Она мечтала возвести вместо деревянной Спасской церкви каменную, но этому помешали политические события. Полоцкие князья, включая отца княжны,  в 1130 году отказались выступить против половцев вместе со всеми княжескими дружинами Киевской Руси, и киевскй князь Мстислав отправил их с семьями в "ссылку" в Византию, посадив на Полоцкий престол своего сына. Разумеется, денежные вливания в обитель из княжеской казны прекратились. В 1140 году, во многом благодаря дипломатическим усилиям Ефросиньи Полоцкой, её родные вернулись в Полоцк, заняли положенное им правящее положение, и постепенно материальное благополучие обители было восстановлено. В 1151 году настоятельница заказала полоцкому архитектору Иоанну постройку Спасской церкви как соборного монастырского храма. Работы длились до 1161 года.  Церковь довольно необычна для белорусских культовых построек XII века и представляет собой "народную" переработку византийского стилия.  По бокам хоров храма были обустроены две маленькие крестообразные кельи для настоятельницы и её сестры Евдокии.

Расписан храм был в 1161 году артелью местных художников, возглавляемых приглашённым византийским мастером. Росписи велись по сырой штукатурке и использовался ограниченный набор цветовых пигментов. На фресках изображены сцены из Библии и Евангелия, Богородица, пророки, святые, среди которых и Ефросинья Александрийская.

В 1154-1155 году Ефросинья Полоцкая, по примеру визатнийской царицы Ирины Дукени, основала ещё и мужской монастырь Пресвятой Богородицы. Она отправила в Константинополь делегацию с богатыми дарами и просьбой передать для новой обители древнюю Эфесскую икону Божьей Матери. Просьба была исполнена: патриарх Лука Хрисоверг передал в Полоцк икону, писанную евангелистом Лукой. С этой иконой монахи Богородицкого монастыря по вторникам, в день получения иконы, обходили все полоцкие храмы. В 1239 году икону получила в качестве свадебного подарка полоцкая княжна Александра, выходившая замуж за Александра Невского. Сейчас икона находится в храме Александра Невского в Истринском раоне Московской области.

Вернёмся на территорию Спасо-Ефросиньевского монастыря. Рядом со Спасским храмом стоит "Тёплая церковь". 

В ней на витрине лежат вериги святой Ефросиньи Полоцкой. Между витриной и полом небольшой "коридорчик". Как рассказала монахиня-служительница церкви, для исцеления от различных болезней нужно три раза проползти по этому коридорчику. Впрочем, есть у него ещё одна особенность: когда ползёшь первый раз, обязательно ударяешься о витрину частью тела, где таится ещё непроявленная болезнь или глубинные бессознательные психологические проблемы.

А в этой церкви, Крестовоздвиженской, построенной в 1893-1897 года, находятся мощи святой.

Жизнь Ефросиньи Полоцкой закончилась в 1173 году во время паломничества в Иерусалим, куда её сопровождали брат князь Давида и кузина Евпраксия. Своё же  детище, монастырь, она оставила на попечение сестры Евдокии. Святая была похоронена в обители Феодосия Великого. В 1187 году её прах, дабы спасти его от занявших Иерусалим мусульманского войска Салах-ад-Дина, монахи обители перевезли в Киево-Печерскую Лавру. В 1910 году мощи святой Ефросиньи Полоцкой вернулись "домой", в Спасо-Ефросиньевский монастырь.

Я была настолько впечатлена посещением монастыря, что когда мы переходили мост через Полоту, в очертаниях полускованной льдом реки "увидела" женскую фигуру в монашеском одеянии.

Мы вернулись в светский Полоцк и продолжили знакомиться с его достопримечательностями. Одна из них - памятник 22 букве белорусского алфавита "У короткое", или "у нескладовое"(неслоговое), расположенный на бульваре проспекта Франциска Скорины. 

Академик Карский в труде "Белоруссы" писал, что краткий звук "у" (произносится и слышится как среднее между "у" и "в") был известен по говору смоленско-полоцких кривичей и рукописным документам XIII  века. В современный письменный белорусский язык "у краткое" было внесено в 1870 году по предложению этнографа и филолога П. Бессонова, возглавлявшего в 1865-1866 годах Виленскую археграфическую комиссию. 

Там же, на бульваре - ещё один знаковый объект, памятный знак "Полоцк - географический центр Европы".

Белорусские учёные-геодезисты, приняв Европу как единое целое вместе с Белым и Балтийским морями и расположенными вдоль побережья островами и используя аэрокосмическую съёмку и мощные компьютеры, определили точные координаты центра Европы - 55 градусов 30 минут северной широты и 28 градусов 48 минут восточной долготы. Они пришлись на то место, где и был  в 2003 году поставлен знак.

Сам же Франциск Скорина (1499-1551), уроженец Полоцка, переводчик Библии и Псалтыря с латинского, греческого и церковнославянского,  повелевший "тиснути" книги словенским языком", создатель печатного белорусского шрифта на основе рукописной кириллицы, дипломированный врач, выигравший в 20-х годах XVI века диспут с самим Парацельсом  и считавший, что "всякому человеку нужно читать, ибо чтение - зеркало нашей жизни, лекарство для души", взирал на своих потомков с высокого постамента памятника. 

В своих комментариях к изданным им 23 книгам Франциск Скорина всегда призывал читателей к мудрости. "Она - матерь всех добрых дел, учитель всякого доброго умения! Воистину в ней заключён разумный дух -святой, единый, многообразный, содержательный, движущийся, неосквернённый, сладкий, чистый, постоянный, добрый!"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Rss.plus
Елена Рыбакина

Прямая трансляция первого матча Елены Рыбакиной на турнире в Штутгарте

Читайте также

Мир |

Утечки iPhone 16 Pro: 4 основных обновления, которых мы можем ожидать

VIP |

Концертный Директор в тарифе Maxi.

Жизнь |

Курица в духовке, но вкус ровно как с мангала: хитрость в том, что мясо мы подвесили



Авто-новости

Прием заявок на участие в конкурсе на лучшее путешествие по Дальнему Востоку начнется в мае

«А потом мир погас». Жертва молнии рассказал о боли, которую едва пережил

Эксперт Президентской академии в Санкт-Петербурге об эффективных решениях в дорожном строительстве   

Появились подробности аварии в районе Очаково-Матвеевское

Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Реальные статьи от реальных "живых" источников информации 24 часа в сутки с мгновенной публикацией сейчас — только на Лайф24.про и Ньюс-Лайф.про.



Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией и самостоятельно — здесь.





Настроение

Краски севера III






Коронавирус в России

Russian.city
Музыкальные новости
Фрэнк Синатра

«Он ни разу не наступил мне на ногу!»: Тина Синатра высказалась о планах Мартина Скорсезе снять фильм об ее отце