Мир |
Формы и смыслы от Котеры
За три десятка лет «трудового стажа» Ян Котера успел, и даже преуспел проявить свой талант в разных областях искусства: прекрасно рисовал, проектировал жилые районы, семейные виллы, общественные и технические здания, создавал элегантные предметы интерьера и даже разработал дизайн трамвая. Но самое главное – воспитал плеяду таких же талантливых учеников, обогативших чешскую архитектуру и дизайн новыми формами и смыслами.
Ян Котера (1871 – 1923) родился 150 лет назад в Брно, в семье учителя Антонина Котеры и домохозяйки Марии Вольф. В семье говорили на чешском и немецком (мать – немка по происхождению); Ян с младшим братом Ярославом с детства проявляли интерес к точным наукам, были дисциплинированными и достаточно амбициозными. Окончив строительный техникум в Плзени, Ян в 1890 году приезжает в Прагу на практику в конструкторское бюро инженера Фрейна. Именно здесь берет начало его творческая биография, потому что благодаря обширным знакомствам Фрейна среди богатых аристократов юноша обретает своего щедрого мецената – барона Яна Непомука Младоту фон Солописк, который оплачивает Яну обучение в Венской академии изобразительных искусств. Так волею судеб Котера попадает к легендарному профессору Отто Вагнеру – австрийскому архитектору, одному из основателей Венского сецессиона. Как это обычно бывает, в студенческие годы формируется костяк самых верных соратников и преданных друзей. Среди «академических» товарищей Котеры – лучшие ученики Вагнера: Йоже Плечник и Йозеф Хоффман. Все они на протяжении жизни посредством своих работ вели перманентный диалог с именитым учителем, утверждавшим, что основания архитектуры стоит искать не в истории искусства, а в современной жизни; что новые материалы и технологии должны привести к появлению новых форм, отражающих потребность жизни людей. И самое главное – архитектура должна стать «подлинным представителем нас самих и нашего времени».
Став лауреатом престижной Римской премии, молодой человек отправляется в Италию, много путешествует по стране, проникается любовью к архитектуре эпохи классицизма. Восторженный, полный новаторских замыслов, да к тому же еще и влюбленный, он возвращается в Прагу: строить семейную жизнь и начинать самостоятельную профессиональную карьеру.
По свидетельствам современников, Ян Котера был невероятно динамичен; не все коллеги по работе выдерживали его вихреподобный темп и способность моментально переключаться с одного вида деятельности на другую. Утверждение «отдых – это перемена занятий» лучше всего иллюстрирует стиль его жизни. Энергичный молодой архитектор с прекрасным образованием не пришелся ко двору пражской академической элите, но все же получил место при Высшей школе прикладного искусства: Котера сменил на профессорском посту австрийца Фридриха Омана, так как тот должен был срочно вернуться в Вену и начать перестройку резиденции Габсбургов – дворца Хофбург.
На местечковое интриганство преподавательского состава, за глаза называвших Котеру «венской штучкой» и «выскочкой», он не считал нужным реагировать. Намеки на несоответствие его молодости статусной должности воспринимал исключительно как зависть, причем был абсолютно прав. Критиканы забывали, что уже в возрасте 23‑х лет Ян успешно провел капитальную реконструкцию и перепланировку замка Червены Градек, длившуюся 2 года, что было под силу лишь опытному специалисту. Междоусобным войнам со злопыхателями Котера предпочитал работу, как лучшее доказательство своей «профпригодности».
В 1900 году на Вацлавской площади (напротив отеля «Амбассадор) по проекту Яна Котеры был построен Peterkův dům – «Дом Петерки» (по имени финансиста Льва Петерки, проживавшего там с семьей). Это здание – типичный представитель архитектуры чешского модерна; даже ярые консерваторы всё-же признали легкость и лаконичность дизайна Котеры, прекрасно сочетающиеся с фасадными украшениями, выполненными Станиславом Сухардой (фигура мужчины и женщины) и Йозефом Пекаркой (растительный орнамент).