Мир |
Огранщики скрипичного звука
247
Чехи – народ мастеровой. Но не всем успешным ремесленникам удается воспитать преемников, тем более – создать династию. Скрипичных дел мастера Шпидлен занимаются изготовлением и реставрацией инструментов уже в пятом поколении.
Родоначальником славной династии чешских скрипичных мастеров был Франтишек Шпидлен (1867‑1916). Он родился в местечке Скленаржице на севере Чехии. Именно отсюда берет свои истоки крконошская школа скрипичных мастеров. Если уж быть совсем точными, то крконошская школа в свою очередь делилась на два ответвления – пасецкое и скленаржицкое, по названию населенных пунктов. Что Пасек над Йизерой, что Скленаржице городами назвать сложно, это была и есть глубокая провинция. С течением времени обе ветви путем «внутрицеховых» браков слились в одну – крконошскую.
Плясать и петь в крае всегда любили, но о высоком искусстве классической музыки понятие имели весьма туманное. Местные мастера скрипки изготавливали хорошие, на свадьбах да похоронах те играли исправно. Однако об истинных тонкостях ремесла, положа руку на сердце, глубоко никто не задумывался.
Франтишеку Шпидлену повезло. Шанс вырваться «в свет» подбросил земляк, который уехал на заработки в Киев. Трудно поверить, но миграционная картина полтораста лет назад была абсолютно противоположна современной: чехи с большой радостью ездили на заработки в губернии российской империи. В Киеве земляк купил лавку по продаже тканей и хотел расширить её, открыв отдел музыкальных инструментов; Франтишека же он позвал к себе в помощники, полагаясь на его профессиональные знания. Вот тут‑то юный Шпидлен и прикоснулся к настоящему искусству, причем в самом прямом смысле слова. В киевский магазин заказчики приносили скрипки редкостные, изящнейшей работы и волшебного звучания. Инструменты реставрировали и продавали. Юный Шпидлен проводил в магазине всё рабочее и свободное время, изучал малейшие детали скрипки: толщину деки, геометрию сводов, расположение душки и подставки...
Частым гостем киевского магазина был ещё один земляк крконошского мастера – Отакар Шевчик, большой человек в мире музыки. Это он рассказал молодому человеку о том, что объявлен конкурс на место скрипичного мастера при российской консерватории в Москве. Победа в этом состязании стала поистине судьбоносной для Шпидлена: из провинциального чешского ремесленника он стал статусной персоной, уважаемым человеком и авторитетом среди профессионалов. На тот момент 30‑летний Франтишек отслужил срочную в чешской армии, женился на землячке Анне Лоренсовой; в Киеве же родился их первенец – Отакар Франтишек, продолжатель династического ремесла. Кстати, именно в Москве Шпидлен стал к имени-фамилии добавлять нетипичное для чешского языка отчество – Францевич.
Когда дела пражского магазина, в конце концов, пошли в гору, пришла иная беда: умерла жена маэстро. Оставшись один с четырьмя детьми, Шпидлен решил снова жениться, но неудачно: мачеху Марию Славикову дети приняли в штыки. Истерзанный конфликтами в семье и многочасовой работой, 49‑летний Франтишек Францевич Шпидлен завершил земной путь.
Старший его сын, Отакар Франтишек Шпидлен (1896‑1958) в неполные 20 лет остался за старшего - и в семье, и на трудовом «фронте». Имея хороший опыт работы в отцовской мастерской, он, тем не менее, не мог официально начать предпринимательскую деятельность: по молодости лет получить «взрослую» лицензию не представлялось возможным. Отец оставил сыну мастерскую с инструментом, деревом, списком постоянных клиентов и... ещё более внушительным перечнем завистливых конкурентов. Сыну провинциального мастера, да ещё приехавшего из России и вроде бы очень там известного, в среде коллег пришлось столкнуться с явной недоброжелательностью. Но молодость хороша безоглядной верой в себя и свои силы; юный Шпидлен проявил чудеса предпринимательской хватки. Опять‑таки, и «рука из Москвы» помогла: в послереволюционной России родственник и бывший компаньон Витачек «выуживал» на рынке работы старых мастеров и переправлял в Чехию. Здесь уникальные скрипки от Амати, Гварнери, Страдивари были редкостью; Отакар Франтишек стал практически единственным «поставщиком» эксклюзивного товара. С профессиональной точки зрения этот период времени Шпидлена трудно переоценить: он истово реставрировал всё самое лучшее, что только можно было найти на музыкальном рынке Европы. В результате удалось открыть новый магазин в купленном доме на улице Юнгманнова в центре Праги. 2‑этажный особняк был превращён в 5‑этажный, а слава о магазине разнеслась далеко за пределы Чехии. «Покупатель – наш Бог!» - этот девиз «прогрессивного» чешского обувщика Томаша Бати взял на вооружение и Шпидлен; магазин процветал. «Мой отец бизнесом жил, ему это очень нравилось. Он всегда мог вместо продавца встать за прилавок, получая огромное удовольствие от общения с заказчиками, - вспоминает сын Отакара Франтишека, Пршемысл Отакар. – В магазине покупатель никогда не мог услышать: «Этого в продаже нет». Отец заполнял полки действительно уникальным товаром, поэтому к нам ходили самые знаменитые люди того времени.»
На руку успешному предпринимателю была и ситуация в стране: первый президент независимой Чехословакии Томаш Гарриг Масарик дал развитию бизнеса «зеленый» свет.
Отакар Франтишек Шпидлен подарил президенту ЧСР Т. Г. Масарику чудесную скрипку собственного изготовления, с выгравированными на нижней плоскости корпуса государственным гербом и инициалами T.G.M. Сегодня инструмент хранится в депозитарии Пражской консерватории.
По словам сына, лучший период в деятельности Отакара Франтишека пришёлся на начало 30‑х годов, когда в его техническом мастерстве ещё преобладало влияние «русского» периода и традиций, заложенных основателем династии, Франтишеком Францевичем.
...