Первая проповедь
В буддизме существует четыре самых священных места. Одно в Непале - это Люмбине, где родился Будда. Три в Индии: Бодхая - место просветления Будды, Сарнатх - место первой проповеди и Кушинагар - место его смерти. Сюда тянутся паломники со всех концов мира.
Мне посчастливилось посетить Сарнатх. Будучи в Варанаси, не могла не воспользоваться этой возможностью. Всего тринадцать километров от шумного, пестрого, колоритного Варанаси, средоточия всей Индии, находится этот тихий, цветущий, совершенно иной Сарнатх - место первой проповеди Будды.
{{uslider|197891|34249}}
Небольшой городок в штате Уттар Прадеш во времена Будды назывался Ришипаттана или Иссипаттана (и риши, и исси означают "святой"). В целом название переводится как "место, куда упал святой человек". Связано это с легендой. После рождения будущего Будды на землю спустились боги, чтобы объявить об этом событии пятистам святым. Все святые поднялись в небо и исчезли, а их останки, в виде реликвий, упали на землю.
Много позже стали называть это место Сарнатх, сокращенное от Саранганатх, что означает "повелитель оленей". С этим названием связана уже другая легенда. В ней бодхисаттва-олень пожертвовал своей жизнью ради самки, на которую охотился император. Император был так тронут этим поступком, что превратил это место в заповедник для оленей. Этот парк существует и по сей день.
{{uslider|197891|34242}}
Еще в седьмом веке тут было тридцать действующих монастырей, три большие ступы, несколько сотен святилищ и меньших ступ. На протяжении более тысячи лет Сарнатх был религиозным центром буддистов. Однако, в конце двенадцатого столетия Варанаси и Сарнатх подверглись мусульманскому вторжению. В ходе захвата Кутбуддином Айбеком территорий в 1194 г. монастыри были разрушены, и буддийские службы прекратились.
Возрождение Сарнатха, как святого для буддистов места, началось в конце девятнадцатого века. Здесь вновь выстроены храмы и монастыри многих национальных буддийских церквей — шри-ланкийской, бирманской, тибетской, японской, тайской.
{{uslider|197891|34250}}Ступа Дхамекх - единственный неповрежденный исторический памятник Сарнатха. Историки датируют эту ступу 4-6 в. н.э. Но археологические раскопки свидетельствуют, что ступа намного старше.
{{uslider|197891|34244}}
Еще одна ступа Дхармараджика, от которой осталось только основание, была возведена императором Ашокой на месте, где Будда дал первую проповедь. Она была частично разрушена в восемнадцатом веке одним из служащих махараджи Бенареса (Варанаси), чтобы добыть стройматериалы для строительства рынка. Во время раскопок внутри ступы нашли мраморную урну, в которой хранились, вероятно, останки Будды. Пятнадцатиметровая стела Ашоки, императора, который в третьем веке до нашей эры принял буддизм, располагалась непосредственно за ступой. Стелу венчала львиная капитель - квадрига львов. Четыре льва, как бы сращены друг с другом туловищами, так что выступают только передние половины их фигур, стоят с полуразверстыми пастями, с головами, обращенными на четыре стороны света. Первоначально они несли на своих спинах большое «Колесо Дхармы», каменные обломки которого хранятся в музее Сарнатха, собственно, как и сами львы.
{{uslider|197891|34245}}
Для Индии львиная капитель стала символом древности и величия культуры, миролюбия внешней политики. Играет роль и то, что колонну поставил Ашока — правитель, до сих пор пользующийся огромным уважением народа. Об Ашоке Д. Неру писал:
«Единственный из победоносных монархов и полководцев мира, он решился прекратить войну в самый разгар победы».
Интересно, что изображение львиной капители включено в государственную печать Республики Индии. На индийском флаге средняя полоса белая — цвета истины и мира. На ней изображено колесо точно такой формы, как на абаке львиной капители. Оно стало символом прогресса. Ниже абаки расположен девиз, записанный на деванагари: सत्यमेव जयते - «Лишь Истина побеждает». Это цитата из Мундака-упанишады.
{{uslider|197891|34246}}
В беседке разглядывали скульптурную композицию: Будда пяти аскетам произносит первую проповедь. Не только люди слушали проповедь, но и олени пришли, настолько просто и легко излагал он своё ученье. Оно понятно было и людям, и зверям. Поэтому часто на буддийских храмах и воротах рядом с "Колесом Дхармы" мы видим две скульптуры оленей по бокам.
Вот такая величественная статуя Будды. Кругом цветы. Красота, чистота.
{{uslider|197891|34247}}
Как благоговейно лежит младенец в руках Будды.
{{uslider|197891|34248}}
Это место, где Будда "повернул Колесо Дхармы", привел его в движение и оно покатилось по азиатскому миру в виде буддизма, произвело впечатление. Однозначно.
{{uslider|197891|34251}}