Часть V. Удивительный город Тбилиси. Древние храмы и городские скульптуры
Рядом с театром марионеток Резо Габриадзе находится древний-предревний храм. Основание его отсылает нас, аж, к VI веку, а точнее, его построил в 522 году царь Дачи Уджармели, чтобы увековечить Рождество Девы Марии. Храм в настоящее время действующий и туда можно зайти.
{{uslider|197891|35144}}
Второе название храма в честь иконы Спасителя – Анчисхати. Вывезена эта икона была в XVII веке из Анчи, монастыря на юго-западе Грузии, и занимала главное место в алтарной части церкви слева от "царских врат" в течение целых двух веков. Эта икона из Анчи - замечательный образец живописи восковыми красками в чеканном окладе. Изготовил ее выдающийся ювелир XII века Бека Опизари.
{{uslider|197891|35145}}
Сейчас мы в церкви видим копию, а подлинник хранится в Музее искусств Грузии. Двери церкви украшены крестом Святой Нино, который она получила из рук самой Богородицы. Он представляет собой две виноградные лозы, перевязанные волосами святой. Крест этот хранится в Сионском храме, к которому многие туристы стремятся, чтобы приложиться к святыне. К тому же в Сионском храме венчались Грибоедов и Нина Чавчавадзе. Там вскоре и отпевали Грибоедова, погибшего в Персии. До 2002 года, пока не освятили новый храм Цвинда Самеба, Кафедральный Сионский собор был главным в Тбилиси.
{{uslider|197891|35146}}
А мы идем дальше по улице Шавтели. Влево и вправо расходятся улочки и переулочки. Сплошь колоритные двух- и трех- этажные домики с черепичными крышами, балкончиками, навешанными на стены. Повсюду кафе, ресторанчики, винные погребки, отели и хостелы, некоторые увиты плющом.
{{uslider|197891|35147}}
Вот отель с огромными балконами так и называется "Hotel Balcony ".
{{uslider|197891|35148}}
Тбилиси славится талантливыми художниками. Здесь на улочках Старого города они продают свои картины. Купите одну, будет память о замечательных прогулках по городу. Но не обязательно картину везти в качестве сувенира. Тут много сувенирных магазинчиков, винтажных лавок, аутентичных товаров - выбор огромен.
{{uslider|197891|35149}}
А еще больше тут талантливых скульпторов. Тема городской скульптуры в Тбилиси особая. Трогательные, милые персонажи, известные люди, исторические личности, увековеченные скульпторами, встречаются на каждом шагу, порой в самых неожиданных местах. Они делают город уютнее, теплее, гостеприимнее. Их хочется рассматривать, с ними непременно тянет сфотографироваться, потому что и места, и сюжеты замечательные. Вот, например, этот повар у входа в кафе встретился, не успели отойти от храма. Он держит в руках меню, как бы приглашая к застолью.
{{uslider|197891|35150}}
А какое кавказское застолье без тамады? Его мы нашли на пересечении улиц Сиони и Шардени. Веселый и гордый он держит в руке рог изобилия, наполненный вином.
{{uslider|197891|35151}}
Тамада главный и важный человек на празднике: он сердце и душа застолья, он объединяет всех гостей, ведя торжество по строго определенным испокон веков правилам. Что интересно? Эта скульптура точная копия найденной при раскопках фигурки, датируемой 7 в. до н.э. А я ещё подумала, какой-то очень уж необычный, не современный образ. А образу этому вон сколько тысячелетий! Представляете?
А еще тут есть вот такая замечательная стена с керамическими украшениями.
{{uslider|197891|35160}}
Недалеко от театра Резо Габриадзе есть лавочка. На ней восседают два весельчака, а между ними место для тебя. И ни один не прошел мимо, чтобы не устроиться между ними. Это Жоржолиани и Кванталиани.
{{uslider|197891|35153}}
Это два популярных грузинских актёра в образе персонажей из старых советских фильмов «Стрекоза» и «Жених без диплома». В советское время Грузия-фильм снимала прекрасные комедии, веселые, добрые, совершенно неповторимые, как и многоголосное грузинское пение и народные грузинские танцы.
Рядом с этими двумя весельчаками, поворачивая на улицу Бараташвили, увидели дворника. Он как будто сошел с картины Пиросмани.
{{uslider|197891|35154}}
А это и вправду, тот самый Рашид Аламов, курд по национальности, живущий в маленькой комнатке, метущий улицы Тбилиси, на которых оказался наш бедный художник, после того, как продал свой дом и холсты, и всё-всё то немногое, что у него было, чтобы усеять площадь перед окнами любимой актрисы. И надо иметь большую, светлую душу, чтобы не задев самолюбие, предложить другой романтичной и тонкой душе разделить с ним свой кров. Дворник предложил не помощь, а попросил ее, сказав, что одинок и стар, и если умрет, то никто и не узнает, и что ему очень нужно, чтоб кто-нибудь за ним присмотрел. Пиросмани всё понял, конечно же, но предложение принял. Несколько лет он жил у дворника. А когда Рашид умер, то художник опять оказался на улице и от голода и болезней умер в 1918 году. Вот такой этот памятник - олицетворение добра и милосердия. Прославиться можно не только талантом, но и широтой своей души.
А в этом кафе, где мы присели отдохнуть на площади Свободы и выпить бокал прохладного легкого Ркацители, нас опять приветствовал Пиросмани.
{{uslider|197891|35156}}
На стенах были размещены репродукции его картин. Он ведь самоучкой был, с раннего возраста работал в тавернях на побегушках и рисовал картины, развешивал их на стенах, украшая заведения, и совершенно не требуя за это плату.
{{uslider|197891|35155}}
Рядом с фигурой дворника Пиросмани, чуть поодаль, в ряд выстроилась целая череда образов литературных, киношных. Узнавайте! А я пристроилась к копью Дон Кихота. Рядом, неизменный спутник его, Санчо Пансо.
{{uslider|197891|35157}}
А за поворотом, переходя на улицу Бараташвили, на Колхозной площади, увидели целую композицию танцующих людей. Скульптура называется Берикаоба.
{{uslider|197891|35158}}
Эта скульптурная композиция не оставляет равнодушным никого. Тут есть для любого из нас место в кругу. Вставайте, не стесняйтесь! Ах, какие колоритные фигуры, позы в движении, лица. Очень здорово! Чувствуется задор и веселье.
{{uslider|197891|35159}}
Берикаоба - древний языческий праздник изобилия, аналог нашей Масленицы. В XVII веке праздник приобрел форму карнавала, на котором в завуалированной форме критиковали устои общества и власти при помощи сатиры. Бериками называли бродячих актеров в Грузии. Традиционные образы их были жених, невеста, сваха, судья, доктор, священник, кабан, козел, медведь и все в таком духе. В день праздника люди наряжались, надевали маски и веселились до упаду. Сейчас этот праздник практически позабыт. Памятники на то и существуют, чтобы напоминать нам о делах давно забытых дней...
Продолжение следует...