Мы в Telegram
Добавить новость
Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Здоровье |

Самые странные лекарства русских крестьян

Эксперт Президентской академии в Санкт-Петербурге о реализации задач нацпроекта «Культура»

Семь лет строгого режима за взятку получил экс-начальник отдела полиции в Москве

Отъезд из России, отказ от отчества и фамилии, пьяные драки: как живут законные и внебрачные дети Владимира Жириновского, который почти все наследство оставил партии

Подростки в поселке Лотошино убили котенка, сбросив его с четвертого этажа

Кирпичное масло, сушеные пчелиные матки, мертвецкое мыло и воробьиный помет. Как пытались спастись от смерти те, кто не верил врачам?

Тамаш Конок; Pixabay

Тамаш Конок; Pixabay

Вплоть до XIX века русские крестьяне почти не имели доступа к профессиональной медицине. С появлением земских госпиталей и врачей ситуация хоть и улучшилась, но ненамного. Дело в том, что сельские жители не очень-то доверяли врачам!

С древних времен русские крестьяне верили, что болезни – это не физические недомогания, а злые духи, вселившиеся в больного. Поэтому предпочитали помощь не доктора, а знахаря – того, кто знает. Чем-то не-христианским это не считалось; к тому же и сельские священники зачастую рекомендовали обратиться к знахарям как единственным носителям какого-никакого, а медицинского знания.

Земский врач чувствовал обязанность исцелить как можно больше больных, тем более что врачебная помощь всегда была в дефиците. Он споро осматривал крестьян, прописывал и выдавал простейшие лекарства. Но крестьяне врачам не верили. Как пишет филолог, этнограф Наталия Будур, они считали, что «раз известное заболевание произошло не по той или иной физической причине, а случилось от вмешательства нечистой силы, то и средства лечения должны соответствовать причинам заболевания» – то есть быть магическими. Доктор выдает какую-то прозрачную безвкусную водичку или круглые таблетки, причем всем одни и те же (правда, на вид все таблетки одинаковы). Уходя от врача, крестьяне ворчали: «Вот, путем и не расспросил меня, а лекарство дал. Надо думать, чтобы побыстрее отвязался». Как же он может лечить, болезни-то разные! То ли дело знахарь – с каждым поговорит, все про болезнь выведает и лекарство выдаст «правильное»: темное, густое, гадкое и вонючее.

Кроме того, как пишет Наталия Будур, «даже если во время лечения знахари и не могли помочь больному, то они разными «механическими» действиями, употребляемыми при заговорах – поглаживаниями, постукиваниями и нашептываниями – значительно успокаивали нервы больного. Больные верили в знахаря — и в этом был залог успеха его дела. Даже если улучшение наступало не из-за лечения, а по естественным причинам, крестьяне все равно свято верили, что на ноги их поставили чары местного лекаря». 

Эта статья как раз о методах не медицинских, а знахарских, причем наиболее диких. Если они и приносили пользу, то только за счет эффекта плацебо и безапелляционной уверенности «пациентов» в квалификации знахаря. 

1. Кирпичное масло – против переломов

Legion Media

Legion Media

«Кирпичное масло» считалось эффективной припаркой при переломах (очевидно, закрытых) и ушибах. Готовили его так: из задней стенки печи брали кирпич, толкли в ступе до состояния порошка, сдабривали конопляным или подсолнечным маслом и смесь некоторое время кипятили, после чего завязывали в узелок и прикладывали, еще теплую, к больному месту.

Мистическая сила такого масла заключалась в порошке печного кирпича – печь в доме была местом особым, источником тепла, пищи и обиталищем домового. Так что ее кирпичам приписывались целебные свойства.

2. Сушеная пчелиная матка, жабы, ушная сера – против яда

Pixabay

Pixabay

Чем только не пытались лечить укусы змей и насекомых, а также бешеных собак и кошек! Одно из самых экзотических средств против укуса бешеной собаки: поймать пчелиную матку, убить, высушить и смолоть в порошок. Половину порошка наносили на укус, половину проглатывали. Эффективно, если бешенство не передалось. А если передалось – ну, на то и воля Божия. 

При укусе змеи, место укуса смазывали ушной серой (которую нужно было еще оперативно набрать по всем ушам деревни), а самого больного нужно обмазать дегтем. Альтернативный метод – прикладывать к месту укуса живых жаб, которые должны умирать одна за другой, пока болезнь не уйдет.

3. Уринотерапия – против ожогов, испражнения – от всех болезней!

Legion Media

Legion Media

Против укусов, а также ожогов, эффективной считалась детская моча. Определенный смысл в этом все-таки есть: в моче много аммиака, который является простейшим антисептиком.

Но вот промывать глаза мочой против куриной слепоты, или лечить ей водянку – абсолютно бесполезно. А ведь знахари этим занимались. Также детскую мочу давали пить в случае ушибов и сотрясений.

Фекалии использовались как лекарство во всех традиционных культурах, это не что-то исключительное для русских крестьян. Психологи утверждают, что приписывание выделениям лечащей силы характерно потому, что источник выделений – половые органы и область вокруг них, в традиционном сознании безусловно мистические места, ведь они связаны с деторождением. Короче говоря, в отсутствии действенных лекарств годилось любое...

Человеческие экскременты, высушенные и стертые в порошок, сыпали в глаза против бельм. Сухой помет воробья был «полезен» против бородавок, экземы и раздражений. Кроме того, коровий навоз прикладывали, когда болели зубы и десны.

Навозные ванны использовались для лечение при простуде. Вот как описывал их земский врач из Орловской губернии: «На пол, в избе, ставят большую кадушку, сыплют туда овсяной мякины, лошадиного помета, соли, иногда еще и коновал дает какого-нибудь снадобья. Потом кипятят воду, льют ее в кадушку и накрывают веретьем, чтобы все это распарилось. Когда вода мало-мальски остынет, больного сажают в кадушку, накрывают веретьем, свитами, оставляя незакрытой одну голову, и держат так часа 3–4. Вынув из кадушки, больного кладут на печку и накрывают дерюгой, чтобы не остыл, и дают выпить стакан водки, настоенной на стручках». Подобным же образом приготовлялась в Орловской губернии и навозная ванна для детей: «Навоз кладут в кадушку и заливают кипятком. Когда вода несколько остынет, сажают ребенка и накрывают его свитой с головой. Часто от этого дети задыхаются, и их вынимают из кадки мертвыми, но причину, по замечанию сотрудника, сваливают на нечистую силу». 

4. Вещи из мира мертвых – чтобы отпугнуть болезнь

Legion Media

Legion Media

Немаловажной частью лечения испражнениями была вера в то, что болезни сами «отлетят» от отвращения и вони. Еще более действенным считалось лечение с использованием предметов, относящихся к миру мертвых. «Мертвячье мыло», использовавшееся при обмывании покойника, считалось очень сильным лекарством, как и вода, слитая после обмывания. Способными отпугнуть болезнь считались и мертвые животные.

«В деревне Пухове, в двух верстах от Святых Гор долго хворал крестьянин чахоткою», – писала сотрудница этнографического общества из Пскова. «Хотя он и мало верил в докторов, однако не раз обращался к их помощи и, видя, что ничего не помогает, решился, наконец, испробовать последнее средство. По совету ворожеи достали сырую кожу от только что павшей коровы и накрыли ею больного с головой, шерстью вверх и так плотно, что дышать он мог только с трудом. Под кожей больной пролежал, по крайней мере, с полчаса, пока ворожея читала над ним свой заговор».

В другом случае мужика, страдавшего лихорадкой и перепробовавшего всевозможные средства лечения, жена уложила на печь и накрыла только что содранной шкурой от подохшей овцы. Такое отсутствие брезгливости возмутило даже лихорадку. Больной рассказывал: «Пришла она ко мне и начинает браниться: вот, чертов сын, лег на голые кирпичи да еще падалью накрылся, ну, как теперь с тобой ляжешь? Оставайся, коли так, леший с тобой! Ругалась, ругалась, плюнула три раза да и ушла: выздоровел ведь после этого».

5. «Живой огонь» – против лихорадки и эпидемий

Pixabay

Pixabay

Славяне верили в целительную силу огня еще с языческих времен. Самым целебным, однако, считался не печной огонь, а так называемый «живой огонь», полученный трением.

Если в деревне начиналась эпидемия, лихорадка, массовые заболевания, считалось, что всем нужно очиститься живым огнем. Для этого крестьяне собирались на площади (если это село) или за околицей, принеся с собой два здоровых сухих бревна. К одному прилаживали ручки, как у двуручной пилы, и начинали тереть бревна друг о друга. Уставших крестьян подменяли отдохнувшие – главное было тереть непрерывно. Через 8-9 часов удавалось получить огонь. Такой огонь очень ценился, собравшиеся разносили его на лучинах по своим избам, где этими лучинами поджигали костры и прыгали через них, веря и надеясь, что таким образом можно очиститься от лихорадки. 



Rss.plus
WTA

Соболенко вышла в полуфинал турнира WTA-1000 в Мадриде

Читайте также

Мир |

Как правильно выпить кофе, чтобы он подействовал: нарколог дал рекомендацию

Жизнь |

Чем подкормить смородину: секреты богатого урожая

Мода |

«585*ЗОЛОТОЙ» усовершенствовала процесс обучения новых сотрудников через механизм наставников и стажеров



Микс новостей часа

Доля свободных площадей в ТЦ Москвы к лету может сократиться до 6 процентов

Новые коллекции Gods Passion и Kolchuga

В российских регионах в 2024 году начнут работу магазины «Петербургского дизайна»

Консультации. Составление Договоров. Присутствие Продюсера при заключении договоров и переговорах. Лекции. Переговоры. Встречи и Обсуждения.

Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Реальные статьи от реальных "живых" источников информации 24 часа в сутки с мгновенной публикацией сейчас — только на Лайф24.про и Ньюс-Лайф.про.



Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией и самостоятельно — здесь.





Интернет

Google вложит 2 миллиарда долларов в дата-центр в Индиане






Коронавирус в России

Russian.city
Музыкальные новости
Баста

Баста: если Акинфеев на десять минут выйдет за «СКА‑Ростов», мы все будем плакать