Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
30
31
Здоровье |

О культуре употребления мухоморов

Девятого фигуранта дела о теракте в «Крокус Сити Холле» доставили в суд

Красивый бизнес: как выйти на премиум аудиторию fashion-индустрии

Президент Польши подписал закон о приостановке действия ДОВСЕ

«Нас интересует, кто заказчик». За терактами на территории России стоят западные спецслужбы?



Человеко-грибы на наскальных рисунках на Чукотке.

Сразу же хочу охладить пыл любителей «путешествий по иным мирам», визионеров, а также просто праздных торчков: ребята, вы далеко не первые, кто пробовали мухоморы в поисках острых ощущений, и многих эти попытки ни к чему доброму не привели. Ещё в XVIII веке русские казаки на Камчатке пытались одурманить себя такими грибами. Ничего хорошего не вышло.

«Служивому Василию Пашкову, который часто в Верхнем Камчатском и в Большерецком на заказе бывал, велел мухомор у себя яйца роздавить, который, послушав его дни в три и умер. Обретающемуся при мне толмачю Михайлу Лепехину, которого не в знатье мухомором поили, велел он брюхо у себя перерезать… Денщику подполковника Мерлина... приказал мухомор удавиться с таким представлением, что все ему дивиться будут. И сие действительно бы учинилось, если бы не сберегли его товарищи. »

(Крашенинников С. П. «Описание земли Камчатки»).

Замечу, что у коряков и чукчей, имевших развитую культуру употребления мухоморов, смертельные случаи были редкостью, так как окружающие постоянно следили за опьяненными грибами людьми.

«Одного молодого коряка мухомор «заставлял» убить жену, и он постоянно слышал, как чей-то голос ему приказывал, повторяя: «Убей жену! Убей жену!» В порыве ярости этот молодой человек отрубил себе палец».

(Гордеева О. Г. Психологические эффекты мухомора красного (amanita muscaria).

В целом же практика употребления мухоморов у коренных народов Северо-Востока Сибири крайне интересна именно как культурное явление.


На картинке выше древние наскальные рисунки в долине реки Пегтымель, иначе называемые Пегтымельские петроглифы. Их датируют I тыс. до нашей эры. На одном из петроглифов угадывается человек с головным убором в виде грибной шляпки, как полагают учёные, это и есть тот самый человекогриб, который являлся в наркотических видениях, и по представлениям чукчей и других коренных народов, был посредником между миром людей и миром духов. Таким образом, культуре поедания мухоморов на Северо-Востоке не менее 3 тыс. лет.



Мухомор красный.

Основные психоактивные вещества в плодовых телах мухомора - мусцимол и иботеновая кислота. Их употребление как в мухоморе, так и в химически чистом виде, приводит к изменённому состоянию сознания. При мухоморном опьянении человек проходит через несколько фаз. Для фазы возбуждения, которая длится до 12 часов, характерно повышение уровня активности, улучшение настроения, затем развиваются спутанность сознания, галлюцинации и др. Во время фазы угнетения возникают истощение, упадок сил, вялость, апатия, снижение болевой чувствительности, сильная сонливость, поэтому обычно в этот период наблюдается сон до 6–8 часов с яркими сновидениями.

Владимир Иохельсон так описывает употребление мухомора коряками: «Моменты сильного оживления сменяются припадками глубокого уныния. Опьянённый мухоморами сначала сидит спокойно, покачиваясь из стороны в сторону, даже принимая участие в разговоре с семьей. Внезапно глаза его расширяются, он начинает конвульсивно жестикулировать, разговаривает с воображаемыми людьми, поет и танцует. Потом на него находит опять состояние покоя. .. наконец, наступает глубокий сон, за которым следуют головная боль, чувство тошноты и стремление повторить опьянение».

При этом мухомор повышает силу, ловкость и выносливость человека (старуха может пройти 30 км и не умереть), улучшает когнитивные способности. Например, коряк съевший мухомор, смог найти давно потерянный нож. Сам он сообщил, что «поговорил с ножом, и тот сказал, где его искать». Человек, воспитанный в шаманской культуре, мог получать «от духов» информацию о настоящем, прошлом и будущем, видеть обычно не воспринимаемое, находить решение сложной жизненной ситуации, узнавать причину болезни и средство излечения и в целом получать знания о земном и иных мирах, где обитают сверхъестественные существа.

Опьянённые мухоморами люди нередко попадают под власть «духов» и выполняют их указания. Этнограф Владимир Богораз так описывал наркотические видения чукчей:

«... мухоморы являются к пьяным людям в странной человекоподобной форме. Так, например, один мухомор является в виде однорукого человека, а другой - похожим на обрубок. Это не духи, это именно мухоморы - как таковые. Число их, видимое человеку, соответствует тому, сколько он их съел. Если человек съел мухомор, он увидит одного мухоморо-человека, если съест два-три - увидит соответствующее число. Мухоморы берут человека за руки и уводят его на тот свет, показывают ему все, что там есть, проделывают с ним самые невероятные вещи».

«Представьте себе человека, одурманенного мухомором, 
- пишет В. Г. Богораз. - Он находится в таком состоянии, что может еще осмысленно разговаривать с окружающими. Но вот он неожиданно бросается в сторону, падает на колени и восклицает: "О холмы, как вы поживаете, будьте здоровы". Затем вскакивает и, глядя на полную луну, спрашивает: "Луна, почему ты так быстро убываешь?" В ответ получает от духа приказ сделать один неприличный жест. Исполнив это, он внезапно приходит в нормальное состояние и смеется над своими глупыми действиями».

Наряду с употреблением мухомора в ритуальных целях, среди северных народов была распространена и бытовая наркомания. Пристрастившиеся к мухоморам люди доходили до того, что опохмелялись собственной мочой.



Сцена из спектакля Коми республиканского драматического театра им. В. Савина «Забавные истории в Сморчково-Мухомории» 1991 г

По представлениям эвенов, мухоморы разделялись на мужчин и женщин. Эвены ели от одного до семи мухоморов (как правило, нечетное число), что вызывало появление нескольких «духов», равных числу съеденных грибов. Эвены грибы ели целиком, не разрезая. По сообщению старых жителей Гижиги, в грибе живет «дух земли», и если мухомор резать, можно духа поранить. Есть предание, что некоего человека, нарушившего этот запрет, самого порезал его же друг, которым завладел «мухомор». Полагалось, есть сначала ножку, а потом шляпку. При этом, эвены не употребляли мухомор с целью опьянения. Некоторые этнографы описывают своеобразный этикет, перед съедением, мухомору надо было сообщить, с какой целью его употребляют.

Е.П. Батьянова пишет, что у чукчей, коряков, чуванцев непременным правилом на всех этапах общения с мухомором «было хорошее, доброе расположение духа. Считалось, что злым людям вообще нельзя общаться с мухомором. … .Нашедший мухомор должен был всячески демонстрировать свою радость: исполнить при этом песню или танец и пр. Обращаться с самим мухомором надо очень ласково»

Вместе с тем, другой северный народ, юкагиры, обращались с мухоморами без таких церемоний и запросто делали из них настойку, например, для выполнения трудной и нудной физической работы.

В целом, характер видений «под мухоморами» во многом определяется культурой, в которой был воспитан тот или иной человек. Так, европейцы, которые не общались с коренными народами Сибири, после употребления мухоморов с «духами» не взаимодействовали, хотя видели галлюцинации, испытывали внезапные озарения, находили пути решения старых проблем, переживали религиозный экстаз. Крашенинников описывает «мухоморное» покаяние человека христианской веры:

«Другому... показался ад и ужасная огненная пропасть, в которую надлежало быть низвержену; чего ради по приказу мухомора принужден он был пасть на колени и исповедовать грехи свои, сколько мог вспомнить. Товарищи его, которых в ясашной избе, где пьяный приносил покаяние, было весьма много, слушали того с великим удовольствием; а ему казалось, что он в тайне пред Богом кается о грехах своих. По сей причине подвержен он был нарочитому посмеянию, ибо между тем сказывал то, о чем не всякому знать надлежит».

В общем даже употребление наркотиков показывает, насколько глубоко влияет на восприятие окружающего мира каждым человеком общество и воспитание. Очевидно, что незнакомый с христианством человек, не увидел бы «под мухоморами» никакого ада. В мировоззрении коренных народов Севера понятия греха в христианском смысле не было, так же и отсутствовало представление о посмертном воздаянии. За несоблюдение различных запретов и табу нарушителя ждало наказание уже в этой жизни. Понятия же о покаянии и прощении грехов не существовало, но была свля развитая мифология, которая и обусловливала особенности мухоморных видений. Очевидно, что галлюцинации каждого человека были бы в рамках его религиозных представлений-мировоззрения-картины мира. К счастью, большинство мировых религий употребление наркотиков не приветствует, равно как и современная наука.



Звездочетов Константин Викторович. Инсталляция из серии "Мухоморы" 2005 г.

Источники:
Гордеева О. Г. «Психологические эффекты мухомора красного (amanita muscaria)».
Бурыкин. А. А. «Этнокультурные связи коряков и эвенов в семиотике шаманских предметов».
Крашенинников С. П. «Описание земли Камчатки».
Богораз В. Г. «Чукчи»
Иохельсон В. И. «Коряки».



Rss.plus
WTA

Рыбакина, наряду со Свёнтек, имеет 70% побед на WTA-1000 против соперниц из топ-10

Читайте также

Мода |

Шапки женские на Wildberries — скидки от 398 руб. (на новые оттенки)

Жизнь |

На цифровую трансформацию АПК выделят более трех миллиардов рублей

Жизнь |

Гороховый суп по рецепту шеф-повара Константина Ивлева



Новости там, где Вы

Пассажир рейса Москва — Пермь попал в реанимацию

Шапки женские вязаные на Wildberries, 2024 — новый цвет от 392 руб. (модель 466)

Благотворительный фонд «Свет в руках» проведет Всероссийскую акцию «Росток памяти»

«Радио Зенит» – информационный партнер форума «Мы вместе. Спорт»

Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Реальные статьи от реальных "живых" источников информации 24 часа в сутки с мгновенной публикацией сейчас — только на Лайф24.про и Ньюс-Лайф.про.



Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией и самостоятельно — здесь.





Блоги

Проект развития малой авиации в Сибири оценили в 8 млрд рублей






Коронавирус в России

Russian.city
Музыкальные новости
Концерт

Концерт лауреатов музыкального конкурса «Волшебные звуки» прошел в Воскресенске