Мы в Telegram
Добавить новость
Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5 6 7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Здоровье |

Мастера какофонии или когда джаз уже не джаз

Каникулы с «Комсомолкой» прошли ЯРКО!

Капремонт дома 1975 года постройки завершили на юге Москвы

Почти три тысячи учеников посетили столичные ...

Москвичей предупредили, что электросамокат может притягивать молнии в дождь

Говорят, если ты сыграешь синкопу спросонья в 3 часа ночи и делаешь это автоматически на любом из джазовых инструментов, то можно и загнаться. Многие музыканты, кто уже понял кучу строев, импровизационных ходов и стандартов, начинают задумываться — а что же дальше? И тут начинается поиск запредельного, тяжелого в понимании и технике, а также сложного по восприятию.

Некоторые приходят к авангардному джазу, а это сразу кривая дорожка не только в плане размеров и атональностей. А еще говорят, что все началось с саксофона, точнее саксофониста, им и продолжается, кстати.

 

Начало крышеспила

В период с 1950-е по 1960-е джазмены начали экспериментировать со звучанием и размерами, делая такие поджанры, как хард-боп и пост-боп, ярче. Наиболее в этом преуспел Джон Колтрейн (John Coltrane). Именно он в 1964 записал один из самых прогрессивных альбомов джазовой музыки “A Love Supreme”, а через год — фри-джазовый “Meditations”.

https://youtu.be/vMCHDC2Lurk

https://youtu.be/59yNqD4w3N4

Джаз в свободном исполнении, более известный как фри-джаз, довольно часто называют авангардным. На самом деле грани между этими направлениями практически не существует. Ее придумывают критики, снобы или сами исполнители, чтобы как-то отличаться. Кроме того, некоторые специализированные книги очень любят все-таки делить эти два названия. Тогда получается, что по канонам фри-джаз придумали в 50-х. А сделали это саксофонист Орнетт Коулмэн (Ornett Coleman) и пианист Сесил Тэйлор (Cecil Taylor). Они заложили базис, а Колтрейн (Coltrane) уже полностью построил первую ментальную консерваторию всего этого дела и умер в 1967 году. Из интересных фактов — у него на похоронах играли Коулмэн на пару с еще одним фри-джазовым саксофонистом Альбертом Эйлером (Albert Ayler).

https://youtu.be/xWsIG5sNq1Q

Дело музыкального крышеспила продолжила вдова покойного джазмена Элис Колтрейн (Alice Coltrane) У нас о ней мало знают, но на самом деле она знатно успела отличиться в США. Элис училась играть у Бада Пауэлла (Bud Powell -основоположник би-бопа ред.) на фортепиано, потом освоила орган и арфу.

Овдовела она очень быстро, так как вышла замуж за Колтрейна за год до его смерти. Правда, еще успела помузицировать у него в группе на фоно, а после ее хорошенько повернуло. Она стала последовательницей индуистского лидера Бхагавана Шри Сатья Саи Бабу (Bhagwan Sri Sathya Sai Babu) Страшно популярный среди индийских мажорочиков наставник был для них аватарой — воплощением бога на Земле. В общем, почти как Кришна, но с миллиардной империей построенной на духовности.

Вернемся к Элис Колтрейн, которая придя в объятия живого божества сразу сменила имя на Туриясангитананда (Turiyasangitananda). Она срочно сколотила ведантический “Шанти-ашрам”. Нет, это не этно-джаз-бэнд, а духовный центр. В 1980-е она выпускает мало альбомов и возвращается уже в 1990-е - 2000-е, когда появляется новая вспышка любви к авангарду. Пожалуй, самой странной и при этом красивой работой стала “Astral Meditations”, где много арфы и ломаных размеров. Наследие мужа не прошло даром.

https://youtu.be/-n7kjAKtE8g

 

Космос крышеспила

Еще одного адепта от авангарда в джазе, который перед 1990-ми оставил серьезный след в формировании этой музыки, зовут Sun Ra. Его музыкальная карьера началась еще в 1934 году и продлилась аж до начала 1990-х. Довольно долгое время он работал совместно со своим коллективом The Arkestra. Исполнитель был очень космическим, не от мира сего человеком. И помимо музыкальной вел еще театральную деятельность, устраивал перформансы и даже продвигал свою философию. Данная формация продолжает существовать по сей день и без своего создателя успешно выступает на известных на весь мир вечеринках.

https://youtu.be/0e5jPX3ysY8

Sun Ra был очень плодовитым исполнителем, играл на клавишных и барабанах. По его дискографии есть отдельная статья в Википедии. Тут его труды просто бесполезно перечислять, но стоит рассказать на кого он оказал влияние. Среди его поклонников и людей, творчество которых он сформировал есть прото-панки MC5, которые отыграли с ним несколько шоу. NRBQ впечатлились его ремиском на их песню “Rocket #9”и даже поиграли потом какое-то время с Sun Ra.  Джерри Даммерс (Jerry Dammers) создатель британской ска-банды The Specials рассказывал, что в 2006 году они сформировали The Spatial AKA Orchestra, как трибьют к творчеству авангардного композитора. Также у него выходила масса саундтреков к визуальным и театральным постановкам. Многие мультимедиа-артисты современности обращаются к его работам.

https://youtu.be/yimZjyN-0Lo

Sun Ra одним из первых начал использовать два баса для записей — электронный и живой. Он же добавил синтезаторы к стандартным клавишным и дополнил современный джаз перкуссией, полиритмами. Артист очень глубоко интересовался модальностями и соответственно был одним из тех, кто начал пропагандировать свободные групповые импровизации — джемы. Бытует мнение, что импровизационные коллективы появились под его влиянием.

https://youtu.be/guQUde8MOyc

Понятие “афрофутуризм” также появилось не без его помощи. Еще в середине 1950-х он устраивал шоу, в которых переодевал участников в космические юбки, разбавляя этот гардероб одеяниями из древнего Египта. Кстати, еще в середине 30-х ему было видение, что его отправляли на Сатурн инопланетяне и там сказали завязывать с учебой и заниматься только собственным творчеством. Так что происхождение его собственной Вселенной после этого случая становится понятно.

Благодаря афрофутуризму и ряду культурных контекстов он доказал, что джаз пошел с черного континента. Причем вся его суть была выдумана не в начале прошлого века, а принесена из Африки ранее и имеет очень глубокие ритуальные и мистические корни.

https://youtu.be/H1ToFXHW5pg

 

Апогей крышеспила

Но этот афро-космический-странник далеко не последний шизопсих во всей когорте композиторов, которые поняли, что там дальше за си-диез и фа-бемоль. В Нью-Йорке обитает музыкант по имени Джон Зорн (John Zorn). И это именно он виноват больше всех в появлении этой статьи.

Любой интересующийся запредельной музыкой, как минимум, сразу же назовет пару-тройку его проектов и начнет еще столько же вспоминать. Сложно сказать с кем из авангардных музыкантов нашей с вами современности он не играл и с кем еще ему предстоит. Его проекты — отдельные полотна, которые никогда не вкладываются в рамки одного направления.

https://youtu.be/8pNbhaQcyZY

Джон Зорн как раз тот, кто понял слишком многое в сочетаниях звуков и после этого момента не захотел возвращаться. Билет за такое осознание был только в один конец. Началось все еще в подростковые годы музыканта, в 1960-е, когда он фанател по The Doors, освоил гитару, флейту, пианино и играл в серф-рок банде на басу.

После того, как один из главных муздеструкторов взял в руки духовую медь, его в 1980-е занесло в Японию. Там он начал писать саундтреки к аниме и порно. Кроме того, плодотворное сотрудничество с японскими авторами привело его к знакомству с вокалистом Yamantaka Eye (Boredoms, Hanatarashi, Tribal Circus, Sonic Youth) и созданию своего проекта Naked City. В этой группе безумный японец исполнял вокальные партии на четырех релизах.

Также там отметился великий и ужасный Майк Паттон (Mike Patton) и это будет далеко не единственное сотрудничество психов (например, в Mr. Bungle - ред). В этом проекте слушатель найдет все —  от серф-рока и переигровки Джеймса Бонда (James Bond) до фри-джаза и этнической песни с плясками. Если озадачиться, то можно и отсылки к “играй, гармонь” обнаружить.

https://youtu.be/vuUc3aRPTG0

https://youtu.be/DupAKHyP6XI

Во время появления на свет этого американо-японского проекта Зорн осознает, что еще стоит за синкопой. У него пробуждается еще какая-то часть подсознания и начинает взывать в молотящим скоростным ритмам. Он хватает Мика Харриса (Mick Harris) из Napalm Death (пионеры grindcore - ред.), Билла Ласвелла (Bill Laswell) и срочно создает проект Painkiller. В итоге на свет рождается первый в мире джаз-грайндкор. И издается практически сразу же на ноттингемском лейбле с характерным названием Earache Records.

Вот тут, если кто-то соберется искать потаенный смысл или мелодичность в исполнении, то может нарваться на кучу противоречий с самим собой. И если получится что-то такое обнаружить, то можно смело причислять себя к снобам или людям без чувства юмора. Кстати, тут тоже не обошлось без голосов Ямантаки и Паттона, но есть моменты, когда кажется, что Зорн сам поет… в саксофон.

У Зорна есть проект, который не похож на все его другие — Masada. Он состоит из десяти альбомов, названных буквами еврейского алфавита. Все LP входят в книги — Masada Songbook, Book Of Angels — Masada Book Two и Masada Book Three, The Book Beriah. Всего количество композиций всех трех томов должно составить 613, что равно количество предписаний в Торе. Но последний пока не издан. Проект довольно мелодичный и представляет из себя смесь клезмера и фри-джаза. Видимо, поэтому его считают самым популярным в творчестве музыканта.

https://youtu.be/ld402qNBQMY

Также музыкант, играющий все, продолжает писать саундтреки к ряду фильмов разного содержания, создает классические и минималистичные звуковые полотна, пишет музыку к существующим и воображаемым мультфильмам. В его живых выступлениях очень много живой импровизации, как правило, часть выступления Зорн сидит и выполняет роль дирижера. А точнее режиссера, который показывает музыкантам, куда дальше им со своей игрой заходить.

Довольно долго он представал на сцене в неизменных армейских камуфлированных штанах. Во второй части перформанса Джон берется за саксофон. В таких его представлениях, кто только не принимал участие из известных мастеров мирового уровня. Автор называет свой проект “игрой в музыку”. На одной сцене в нем отмечались Joey Baron, Trevor Dunn, John Medeski, Joey Baron, Marc Ribot.

https://youtu.be/arCDeEv_nHw

В период возникновения Masada у Зорна появляется собственный лейбл под названием Tzadik. На нем он издает экспериментальную музыку, которую делит на специальные категории: Radical Jewish Culture (музыка о светлом будущем еврейского народа), New Japan (ну вы поняли), Oracles (женский экспериментал), Lunatic Fringe (альбомы об уникальных людях), Composer Series (контемпорари классика), Archival Series (переиздания самого Зорна), Birthday Celebration (альбомы из 30-дневного марафона концертов, посвященных 50-летию Зорна), Key Series (ключевые авангардисты), Film Music. А также винил, DVD, книги и мерч.

На пиратских ресурсах его основная дискография занимает почти 23 гигабайта в MP3-формате. Но это далеко не все. Чтобы послушать его всего нужно всерьез озадачиться, быть исследователем или его фанатом. Наследие, которое уже при жизни оставил этот любитель экспериментов, размером с отдельную галактику. А вот его последователи продолжают ее расширять или создавать параллельные, пока поменьше. Среди таковых больше всего отметились исполнители в стилях джаз-панк и джаз-кор.

 

Запредел крышеспила

Конечно, Зорн не был родоначальником направления. Им стали 1970-е. Тогда в США Патти Смит (Patti Smith) заморачивалась на тему совокупления панка с импровизационной музыкой, правда, не очень удачно. Зато заложила какие-то звуковые стандарты того, как это должно все выглядеть. В Британии такая коллаборация прошла успешно и с группой The Damned сыграл саксофонист Лол Коксхил (Lol Coxhill), а барабанщики Stranglers и The Clash сами по себе играли в джаз-бандах.

Но, пожалуй, самым показательной демонстрацией практической смеси джаза и панка стали австралийцы. Первая группа Ника Кейва (Nick Cave) The Boys Next Door, они же The Birthday Party, очень вдохновлялась Орнеттом Коулмэном (Ornett Coleman). Тогда они называли свои детище desert jazz. Уже в 1980-х в США появилась James Chance and the Contortions, в которой пел саксофонист и присутствовали импровизации. Вышеупомянутый Билл Ласвелл также тогда начнет миксовать фанк, джаз, панк и прогрессив с гитарами.

https://youtu.be/l5I2vEcVC_I

Малоизвестная массам голландская группа The Ex замешала анархо-панк и фри-джаз. Банда существует по сей день и выпустила 26 релизов, среди которых в импровизации добавлены фолковые элементы. Отчего их панк становится вообще всемирным, ибо фьюжн. Говорят, что один альбом Диаманды Галас (Diamond Galas) “The Singer” тоже является прекрасным образцом направления.

https://youtu.be/_qu7wdUPnas

Но это уже начало 1990-х и в них уже отметились аллюзии на Коулмэна (Coleman) с его альбомом “The Shape Of Jazz To Come”. Шведы-антиглобалисты и хардкорщики Refused выпустили свое видение под названием “The Shape Of Punk To Come”. Правда, джазу они там только дали, а не сыграли, но релиз считается одним из 20 самых лучших по версии журнала Kerrang!.

https://youtu.be/b_HFdIK_g78

И далее уже пошли более тяжелые производные, которые именуют джазкором. Поджанр этот довольно странный, но популярный в андеграунде. То есть 23 благодарных поклонника на такой сейшен наберется где угодно. Однако, без иронии стоит отметить, что ряд команд из южной Европы и США отлично собирает залы, как минимум в Италии и Америке.

https://youtu.be/NkAe30aEG5c

Перечислять весь перечень команд нет смысла — все ценители их и так знают. Наиболее запоминающиеся представители — это Yakuza, Gutbucket, часть проектов Омара Родригеса Лопеса (Omar Rodriguez Lopez), а также Brain Tentacles, LE SCRAWL и Zu. Последние две сделали именно прорыв в узком направлении.

https://youtu.be/fWTIMnn30bw

Le Scrawl отметились в грайнде, который смешали со ска, боссановой, просто джазом и еще черт знает чем. Вроде бы как и куча проектов выше, но как-то с другим душком, юмором и саундом. А вот Zu принадлежит баритон-саксофону Луки Маи (Luke Mai) и похоже это все на сплошной атмосферный мрачняк, приправленный средиземноморским авангардом. Однако, налет юмора там тот еще. Вы не поверите, они тоже сотрудничали с Паттоном (Patton) Пожалуй, о нем тут тоже когда-то будет длинная история. а может и пособие по прослушиванию.

https://youtu.be/dE-CH2hhUaA



Rss.plus
Андрей Рублёв

Рублев оставил загадочное послание после победы в Мадриде

Читайте также

Мир |

В этой стране рождаются уже уставшими и живут чтобы отдыхать

VIP |

Не только шашлыки: топ идей для отдыха в майские праздники

VIP |

Учащиеся БРХК дадут концерт 6 июня



Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Реальные статьи от реальных "живых" источников информации 24 часа в сутки с мгновенной публикацией сейчас — только на Лайф24.про и Ньюс-Лайф.про.



Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией и самостоятельно — здесь.





Происшествия

СТОЛИЧНЫЕ РОСГВАРДЕЙЦЫ ОБЕСПЕЧИЛИ БЕЗОПАСНОСТЬ МЕРОПРИЯТИЙ, ПОСВЯЩЁННЫХ ПАСХЕ ХРИСТОВОЙ