Завораживающая, потрясающая, грандиозная. Что пишут кинокритики с Каннского кинофестиваля об игре пермячки Алёны Михайловой в фильме «Жена Чайковского»
Отзывы оказались весьма противоречивыми. «Жену Чайковского» хвалят за смелость, изобретательную постановку и операторскую работу. Но при этом ругают за тяжеловесность, затянутость, пафос и отсутствие каких-либо новых идей и смыслов.
Оуэн Глейберман из Variety говорит об этом фильме как о «снятом самым претенциозным режиссёром музыкальных клипов в мире». По мнению критика «всё же всё, что в фильме неудовлетворительно, также странным образом преднамеренно. Иногда он как бы говорит: добро пожаловать в арт-кино пост-артхаус».
Джордан Минцер, рассказывая в The Hollywood Reporter о достоинствах картины, отмечает, что «всё это очень тяжело и очень правдиво, но не достаточно, чтобы мотивировать 145-минутный фильм».
Но все рецензии единогласно хвалят актёрскую игру Алёны Михайловой.
«Иногда завораживающе напряжённая главная роль Алёны Михайловой является козырем этой обширной, роскошно смонтированной ревизионистской драмы, изображающей затянувшуюся мученическую смерть Антонины от рук патриархата царской эпохи. Но, несмотря на некоторые захватывающие стилизованные драматические моменты, в целом создается впечатление свинцово-задумчивого престижного памятника. Учитывая нынешнюю картину мира, русский фильм должен быть очень особенным и довольно доступным, чтобы оставить какой-либо международный след, и „Жена Чайковского“, похоже, таким не является», — хвалит актрису и критикует фильм автор ScreenDaily Джонатан Ромни.
Питер Бредшоу из The Guardian тоже остался под впечатлением от актёрской работы пермячки: «Алёна Михайлова потрясающа в роли Антонины, несчастной молодой женщины из неблагополучной, захудало-благородной московской семьи, которая недолго учится музыке у Чайковского и влюбляется в него фанатично и героически — с религиозной преданностью юродивых нищих с улиц».
Один из немногих допущенных до фестиваля российских критиков Антон Долин в своей рецензии для «Медузы» (издание признано иноагеном) восторгается как самим фильмом, так и актрисой, сыгравшей главную роль: «Роль Алёны Михайловой („Чики“, „Общага“) без преувеличений грандиозна — она ведет вперед этот сложный, несбалансированный, временами тяжелый фильм, становясь духом и плотью трагедии безответно влюбленной женщины».
Кроме Долина, из российских журналистов на фестивале работает критик Зинаида Пронченко. В одной из заблокированных в нашей стране соцсетей она написала о «Жене Чайковского» пост с таким вердиктом (орфография и пунктуация сохранена):
«Это даже по меркам Кирилла Семёновича выдающаяся китчуха, Первый концерт, сыгранный на „инструментах“ — размер имеет значение. Главная партия тут у моего друга Владимира Мишукова, которому я никогда не смогу теперь глядеть в глаза без смеха. Он изображает любовника супруги Петра Ильича Антонины, ближе к долгожданному финалу его Шлыков мастурбирует, картинно задыхаясь от чахотки. Есть шепоты и крики. А тут кашель и всхлипы крайней плоти, тонущей в божественном сфумато от Опельянца Говорят, что Володин инструмент пришлось уменьшить на постпродакшене, такая постправда. Ни про Чайковского, ни про Россию сия картина ничего не сообщает (ни нового, ни вообще) и даже на ролик по борьбе с гомофобией (вчера был официальный день) не тянет. Разве что Серебренников снял в камео все московское ЛГБТ коммьюнити, оно ходит голышом и вверх ногами между Антониной и гением, а те в печали перебирают клавиши старого рояля. Оксимирон вопреки тизеру не читает рэп, а просто дурно играет».
***
Читайте также: интервью с Алёной Михайловой, которое мы взяли у нее летом 2019 года